С середины прошлого месяца курсы основных валют подпрыгнули на 30-40 процентов. Это очень значительный рост, но обвала, о котором мечтали организаторы санкций, пока явно не произошло. Изменились условия торговли – импорт стал еще менее, а экспорт еще более выгодным. При этом возможности экспорта неочевидны. Теоретически западные страны могут ввести эмбарго на поставки энергоресурсов из России подобно тому, как они проделали это с Ираном. Но, в отличие от Ирана, Россия поставляет на европейский рынок не только нефть, поставки которой могут быть относительно легко диверсифицированы, но и газ, заменить который намного труднее. Причем остановка газовой торговли с Россией автоматически перекроет финансовый кран Украине, помочь которой якобы желают организаторы санкций.
Замена российских поставок газа американскими или ближневосточными представляет собой логистическую проблему с огромным риском. Переброска сжиженного газа в таких объемах еще никогда и никем не осуществлялась. Последствия в случае аварии газовоза могут быть гораздо серьёзней, чем при аварии обычного танкера.
В ответ на санкции российские компании сами прекращают экспорт таких товаров как сталь, удобрения, космическая техника в страны Запада. Возникает проблема избыточных мощностей в важнейших отраслях российской промышленности. С другой стороны, многие иностранные компании потребительского сектора покидают российский рынок, что ведет к потере рабочих мест, росту цен и возникновению дефицита по важными позициям, таким, например, как автотранспорт.
Очевидна необходимость крупнейшего маневра как в области внешней торговли, так и на внутреннем рынке. Стремительно возрастает экономическое значение отношений со странами-членами ЕврАзЭС и БРИКС. Должна существенно поменяться транспортная логистика, так как сложившаяся с 1990-х годов практика автомобильной доставки из европейских логистических центров попадает под санкционный удар. Попытки вовлечь в НАТО Швецию и Финляндию угрожают закрыть скандинавский транспортный коридор, который исправно работал все годы «холодной войны». Центр российской внешней торговли может явочным порядком стремительно переместиться на юг – в Черноморско-Каспийский регион, и на Дальний Восток.
Избыток мощностей ТЭК и металлургии создает условия для быстрого роста инфраструктурных инвестиций при условии обеспечения адекватного внутреннего финансирования. Организаторы санкций пытаются искусственно вогнать Россию в великую депрессию, но главное средство от депрессий было найдено в США, СССР и Германии почти сто лет тому назад – это гигантская стройка. Дороги, порты, аэропорты, жилая и коммерческая недвижимость, оборонные предприятия, космос, экологическая рекультивация и другие крупные проекты могут заместить и многократно превзойти выпадающие внешнеторговые обороты.