С 1990-х началась эпоха экономических санкций. Распад СССР ликвидировал возможность обхода санкций путем обращения за помощью к противоположному лагерю. Санкциям с тех пор подверглись Иран, Ирак, Ливия, КНДР и еще с десяток стран по всему миру.
Сегодня в фокусе западной санкционной истерии Россия. Крупнейшие банки нашей страны, включая Сбер и ВТБ отключают от системы передачи финансовой информации SWIFT. Блокирующие санкции вводятся в отношении Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) – как «принадлежащей государству финансовой структуры, которая функционирует как суверенный фонд благосостояния, который отвечает за привлечение капитала в сектора российской экономики с высоким потенциалом роста».
Участники G7 также намерены ввести ограничения против Банка России, которые не позволят ему «использовать свои международные резервы таким образом, чтобы уменьшить эффект» санкций.
Отключение от SWIFT приведет к временному затруднению внешней торговли, которое может привести к росту цен на импортные товары.
В 2018 году Иран также был отключён от системы SWIFT. Но уже в самом начале 2019 года Германия, Франция и Великобритания запустили альтернативный инструмент взаиморасчётов с Ираном в обход антииранских санкций США.
Блокировка резервов ЦБ в случае, если ее удастся осуществить, равносильна объявлению финансово-экономической войны. При выборе ответных мер важно не допустить долговременного ущерба российским экономическим интересам. Так, например, остановка поставок энергоресурсов в Европу и США может привести к потере ёмких налаженных рынков сбыта продукции.
Экономист Никита Кричевский предлагает такие контрсанкционные меры, как приостановка погашения государственного и корпоративного внешнего долга; замораживание выплат по ОФЗ, принадлежащих иностранцам; заморозка или даже национализация иностранных долей в российских проектах, принудительная деофшоризация, возвращение жесткого валютного регулирования, переход к директивно устанавливаемому валютному курсу. Кроме этого, как он считает, можно рассмотреть переход на расчеты в рублях со странами, объявившими России финансово-экономическую блокаду; активное вовлечение банков, не попавших под рестрикции, во внешние расчеты; использование альтернативных систем, от российской и китайской моделей межбанковских переводов до открытия корсчетов.
На внутрироссийских трансакциях частичное или даже полное отключение от SWIFT не скажется.
Владимир Путин подписал указ «О специальных экономических мерах в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».
В соответствии с указом, участники внешнеэкономической деятельности должны осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. не позднее трех рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты.
С 1 марта 2022 г. запрещается осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа и зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
Публичным акционерным обществам до 31 декабря 2022 г. включительно разрешено приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества).